Творческие — мануальные объективы. Описание, советы, примеры фотографий
Что такое мануальные объективы
В жизни, каждого увлекающегося человека, были моменты творчества, когда хочется делать что-то связанное с искусством, например петь, или лепить, выжигать по дереву, или фотографировать. Человек создан, что бы не стоять на месте, а облагораживать себя духовно и физически – расти. Фотография – это громадный полигон для творчества, где в настоящее время может творить практически любой. Можно даже не разбираться ни в диафрагме, ни в настройках выдержки и экспозиции, а просто снимать. Фотографировать для себя, для души.
Конечно, что бы нарушать правила, в первую очередь их надо знать. Лично мне, как фотографу, часто бывает обидно видеть, где вроде бы хороший кадр, особенно при съемках с людьми, был недоработан со стороны фотографа – однорукая модель, кривой наклон головы, либо кривое кадрирование, но.. не будем о грустном.
В свое время я тоже начинал фотографировать — это было еще в советское время. В то золотое время в нашей стране, было много разнообразнейших кружков. У любого пионера при наличии желания были потрясающие возможности в творчестве: фотография, моделирование, рисование и многое другое и все это бесплатно! Опять же- не будем о грустном.
Уже в наше – цифровое время, я купил первую простенькую зеркалку, освоился и стал снимать. Сейчас моя сфера деятельности – это коммерческая съемка, но я часто участвую и в творческих проектах. Мне нравится экспериментировать, узнать и открывать для себя что-то новое, и не стоять на месте. В этой статье, мы с вами поговорим о творческих объективах. Я покажу Вам несколько примеров – фото снятые с творческой составляющей, в том числе и в техническом плане. Мы не будем останавливаться на использование пакетиков в качестве бленды, или вырезанием из черной бумаги сердечек и использованием ее в качестве диафрагмы.. Я Вам расскажу о главное — мануальных и творческих объективах.
С советских времен у меня осталось парочка мануальных объективов. Естественно, после того как я купил зеркалку. Я стал осваиваться с цифровой техникой, но периодически докупая импортные объективы – Зуйко, Пентакс и ряд других производителей. Я пробовал использовать эти стекла, как для съемок людей, так и в «натуральной» — природной съемке. Естественно периодически я бродил по просторам интернета и читал разные отзывы на сайтах, смотрел примеры фотографий других авторов. Но скажу честно, не всегда, все то, что написано про стекло, соответствует действительности и пока ты сам не попробуешь в деле- конкретный объектив, посмотришь на его достоинства, оценишь его картинку, только тогда, ты сможешь сделать именно тот вывод, который наиболее приближен к истине.
Меня очень забавляет один момент, когда ты смотришь на Авито описание ко многим интересным объективам. Особо одаренные авторы, столько пишут бахвальства и так красноречиво рассказывают о преимуществах, что ты невольно поражаешься, зачем его- это волшебный объектив вообще продают?? Тут уместно вспомнить мультик – «такая корова нужна самому»! Лично я знаю, как минимум двух таких одаренных продавцов, а фактически просто перекупщиков. Которые барыжат объективами с Ебея, у нас в России. В таком случае, я все время вспоминаю, как один из таких барыг, не стал удалять одно из своих «красноречивых» объявлений с Авито, о продаже какого то фотоаппарата, но в конце объявления, почему то он указал, что товар продан. Наверное, лавры писателя – сказочника, не давали ЧВС – удалить данное объявление. Поэтому, прежде всего надо основываться не на сказочном описании объектива, а на реальных кадрах. Причем лучше, когда эти кадры делаете именно Вы. У меня побывало очень много разных объективов, мне хотелось попробовать, поснимать, и экспериментировать, что-то я продавал, что-то лежит у меня в коллекции. Но этот обзор будет полностью честным, основанным лично на моем опыте, как фотографа, так и просто человека. В данной статье, я использую только свои фотографии, сделанные в полевых условиях!
ASAHI FISH-EYE TAKUMAR 17/4 M42 (17 мм такумар Фиш ай)
Фишай, или рыбий глах, один из помощников фотографа в творческой съемке.
Используя данный объектив в фотографии, Вы сможете снять дерево от земли и до самой макушки, стоя на достаточно близком расстоянии, получается также и интересные кадры с людьми.
Я не скажу, что я часто пользуюсь таким объективом, но в качестве разнообразия в портфолио, в качестве некоторых задумок в фотографии его можно использовать. Не скажу, что его должен имеет каждый фотограф, нет, да и цена в последнее время, на него достаточно велика (в России его не так много, в основном его Вы сможете купить на Ебей). Но объектив очень интересный. Особенно заметно ощущается когда Вы с 24 мм (например 24-70) переходите на 17 – широкий угол – Вас сразу же поражает обилие такого пространства в видоискателе.
Немного про объектив ASAHI FISH-EYE TAKUMAR 17/4 M42 — это детище Пентакса, начал выпускаться с 1967 года. Как и многие другие хорошие и знаменитые объективы, пример известнейший Такумар 50 1,4 с лантаном. TAKUMAR 17/4 – поражает своей легкостью, практически невесомостью и крайне малыми размерами. На текущий момент цена на объектив колеблется в пределах 15000- 30 000 рублей. В Зависимости от состояния объектива и расположения продавца, у которого Вы его будете покупать. К сожалению, курс доллара в 70++ рублей, играет не на пользую обычному любителю фотографии. Средняя цена на объектив за границей 350-500$ + доставка 25-50$ — не бюджетно. Единственный минус объектива, так это отсутствие бленды + к сожалению, я купил объектив без передней крышки. Немного поразило наличие встроенных фильтров УФ, красного и желтого цвета. Диафрагма минималка 4,0, но это абсолютно не критично. Объектив «не темный», конечно в помещении такой объектив использовать особо смысла не имеет, а вот для творческой съемки на улице — вполне.
На примерах фото, Вы можете видеть, что человек полностью умещается на фотографии, причем в полный рост еще и остается место, а на 4-ом фото, даже видно мою ногу ( я специально не стал затирать ее в фотошопе). Не скажу что объектив поразительно резкий, скорее мягкий, но можно добавить контраста и резкость в фоторедакторе и желательно поставить галочку в коррекции световых аберраций.
Фотообъектив Samyang 16mm f/2 ED AS UMC CS Canon EF (Самьянг 16 мм для Кэнон)
Что бы далеко «не ходить» разберем сразу же некоего собрата по фокусному расстоянию, но никак не по техническим возможностям – объектив Samyang 16mm f/2 ED AS. Это тоже мануальный объектив, но с очень интересной диафрагмой 2,0. На фотографиях в принципе видны «способности» объектива. Снимки получились вполне интересными, творческими. Цветочки снимались на диафрагме 2,0 выдержка при этом равнялась 1/4000 сек- вполне интересная техническая особенность. Конечно, данные параметры получились благодаря солнечному дню. Остальные фотографии я уже делал на «прикрытой» диафрагме.
Но в целом объектив мне скорее НЕ понравился, во первых, на открытой он мыльный по краям. И как ни странно это звучит — какой-то он без души. Да, фокусное расстояние и светосила объектива, очень привлекательные, относительно не большая цена. Примеры с солнечным гала и с цветочками показывают, что могут получаться вполне интересные кадры, причем удачные (хотя кадры с солнцем и цветками я делал практически вслепую – засовывая фотоаппарат с объективом в кусты и делая кадры без использования видоискателя, причем у меня они получились, при не очень большом количестве попыток. С этим объективом я даже пытался снимать помещения для коммерческой съемки, но в целом на диафрагме 2, кадры получаются не резкие. А при диафрагме 4,0 – объектив уже темный, с теми же не резкими краями, еще и с отсутствием автоматического фокуса.
Скажу от себя, использовать данный объектив и рекомендовать его для покупки можно с очень большой натяжкой. Если Вам позволяют средства, то лучше купить тот же Кэнон 16-35, с ним Вы получите более резкую картинку, оперативность, за счет автофокуса + зум. Но при ярком солнечном свете Samyang 16mm f/2 ED можно использовать без каких-либо негативных последствий. Вернемся к нашим примерам — на последнем фото, Вы даже можете видеть, что я сделал из 3-х кадров панорамное фото, причем с достаточно приличным качеством. А вот на 5-ой фотографии, сделанной в Балашихе, со львами, видно, что в левой части фото — большая зона не резкости и край очень сильно размыт. Возможно мне попался именно такой объектив, с браком. Либо это особенность всех Самьянгов. но для такой цены, требовать качество картинки как и у родного фикса Кэнон, который в цене в 6 раз дороже данного брата-корейца, глупо.
Canon TS-E 24mm f/3.5L II (Кэнон Тилт шифт 24/3,5)
Достаточно дорогое удовольствие. Если покупать родной объектив, то кэноновский 24 стоит порядка 3 тысяч долларов. Аналог от корейского собрата – Самьянга, будет стоить значительно дешевле, но в качестве кореец будет проигрывать и это заметно.
Мои впечатления от объектива? – Это очень, очень и очень дорогая игрушка. Но очень интересная, когда ты сам управляешь картинкой, именно ты. Своими знаниями и умениями, делаешь тот кадр, который ты держишь в голове. Также объектив поразительно резок и позволяет снимать архитектуру без искажений, но что бы ее снять нужно, владеть им мастерски. После моей покупки объектива, я почти 3 часа с ним гулял, фотографировал. Но так в целом и не разобрался, как его использовать. Еще одной отличительной чертой данного объектива – его любят использовать «дорогие» свадебные фотографы. Да, он позволяет творить. Но я вспоминаю 1 кадр, где на общем фото, тилт-шифт обрезал парочку гостей, т.е. они попали в зону размытия, да так, что на общем фото их стало не видно. Получается, что объектив не исполняет роль объектива, а роль вещи- что бы показать, что он есть (крутость фотографа), а уместно ли делать такое фото, вопрос уже отодвигается на второй план.
В качестве примеров я показал Вам фотографии как природы, так и с моделями. Поразительно резкий и поразительно творческий, размытие объектива за счет своих оптических качеств, никогда не заменит размытие в Фотошопе. Разница вполне очевидна. И повторюсь еще раз, прежде чем сделать кадр таким объективом, его надо будет продумать в голове, а только потом — уже камерой. Это достойная вещь, а отчасти игрушка, которая безусловно должна быть в рюкзаке фотографа, но только при определенном доходе.
OLYMPUS OM-SYSTEM ZUIKO AUTO-T 85mm F2 (Зуйко 85/2)
Знаменитые объективы зуйко -легендарная классика, я не мог пройти мимо этого объектива не купив его в свою коллекцию и конечно же не поснимав им.
Зуйко 85 мм с диафрагмой 2,0 это младший брат одного из лучший объективов времен пленочной фотографии Зуйко 100 2,0. Отличный конструктив, отличные стекла, а при грамотном использовании в сочетании с контровым светом, дадут красивые блики на фотографии. Поразительно небольшого размера, но с поразительно интересной картинкой. У 85 мм Зуйко было 4 разных версии, которые пересчитывались под разные сорта стекла, но в целом картинка «просто воздух».
Примеры фотографий с данного объектива, лично мне понравились, конечно в репортажной съемке контровый свет — это недопустимо, именно по этому Вам следует использовать бленду, а вот уже при творческой съемке, «старательно» -случайный блик, на мой взгляд только приукрасит картинку. Сделает ее интереснее живее. Ведь в последнее время, особенно хитрые фотографы, которые именуют себя «фотохудожниками», а по факту просто люди которые освоили несколько плагинов в фотошопе, активно рисуют солнышко -желтовато-красные пятна на фото, там где это уместно и не уместно. На многих фото это даже кажется смешным, а вот поймать настоящее солнце, получить живой, честный, играющий кадр, увы этим «фотохудожникам» не дано.